Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Здание детского сада находится в оперативном управлении – свидетельство о государственной регистрации права от 25.04.2012г. № 68-АБ 465515.
Этажность — 2 этажа
Общая площадь здания – 1427,4 м2
Общая площадь земельного участка — 5716 м2
Территория земельного участка передана в постоянное (бессрочное) пользование образовательному учреждению – свидетельство о государственной регистрации права от 26.04.2012г. № 68-АБ 465516.
Состояние материально- технической базы МБДОУ соответствует педагогическим требованиям современного уровня образования, требованиям техники безопасности, санитарно–гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта.
В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды, мы рассматриваем следующие направления:
- выполнение требований санитарно-эпидемиологической станции с целью оптимизации условий развития и эмоционального благополучия ребенка;
- создание полноценной социальной среды развития ребенка, условий для разновозрастного взаимодействия между детьми и общения с взрослыми;
- выделение и оснащение специальных помещений для разных видов детской деятельности;
- создание в групповых помещениях условий для необходимого баланса совместной и индивидуальной деятельности детей, в том числе организации уголков уединения;
- оборудование и использование участка позволяющие организовать разнообразные формы педагогической работы с детьми и способствующие проявлению разных видов их активности;
- полифункциональное использование игрового, спортивного и другого оборудования с ориентацией на ребенка;
- учет половых различий детей;
- создание специально-организованной среды, способствующей коррекции состояния здоровья у детей, имеющих нарушения речи и опорно-двигательного аппарата;
- создание музыкальной среды.
Для этого в МБДОУ имеются:
Методический кабинет. В нём собраны: наглядный материал, пособия для проведения всех видов занятий, материал для консультаций, библиотека с методической литературой и периодической печатью. Ведется накопление видеоматериалов проведенных мероприятий и познавательных видеофильмов.
Логопедический кабинет имеет всё необходимое для работы с детьми, имеющими нарушения речи. В нём подобран дидактический материал в соответствии с возрастом детей, особенностями речевой патологии, требованиями коррекционных программ. Наглядный материал (логопедическое лото, предметные картинки, демонстрационный материал по лексическим темам, пазлы, дидактический материал на развитие мелкой моторики) и учебно-методической литературой.
Кабинет психолога оснащен в соответствии с требованиями предъявляемыми к нему. В нем ведется подгрупповая и индивидуальная работа с детьми нуждающимися помощи. Кабине имеет уютный и эстетический вид, оборудован необходимой мебелью, оснащен техническими средствами обучения (компьютер, магнитофон), игровой материал: для диагностического обследования, коррекционно-познавательного развития, сюжетных игр, творческой и продуктивной деятельности . Все игрушки и материалы доступны детям.
Актовый зал где проводятся музыкальные занятия физической культуре, и праздничные мероприятия, оборудован фортепьяно, музыкальным центром, телевизором с DVD магнитофоном, комплектом дисков музыкальных произведений и мультипликаций, имеются детские музыкальные инструменты , яркое оформление к праздникам, наглядные пособия, дидактические игры, театральные реквизиты (костюмерная, декорации, ширма для кукольного театра , куклы).Для занятий по физической культуре имеются: шведская стенка ,страховочные маты, гимнастические скамейки разной высоты, дуги для подлезания, мячи разного диаметра, канат, скакалки, обручи, кегли и другим необходимым оборудованием.
Медицинский кабинет соответствует всем требованиям САНПиНа и состоит из трех блоков (процедурный, изолятор, смотровой).Там имеется: кушетка, шкаф аптечный, медицинский столик со стеклянной крышкой, стеклянный шкаф для хранения медикаментов, холодильник, набор прививочного инструмента, средства для оказания медицинской помощи, весы медицинские, ростомер, бактерицидная лампа, тонометр, фонендоскоп, сумка-холодильник для перевозки вакцины.
На территории выделены тематические зоны: спортивная площадка, огород, цветник, прогулочные участки каждой возрастной группы оснащены игровым и спортивным оборудованием.
Групповые помещения оборудованы мебелью в достаточном колличестве. В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного, активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности: игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной, познавательной и т.д. Они содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий. Организация и расположение предметов развивающей среды отвечает возрастным особенностям и потребностям детей. Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, что позволяет воспитанникам свободно перемещаться. В МБДОУ по возможности создаются все условия для охраны и укрепления здоровья детей, для их полноценного физического развития. В каждой возрастной группе имеется инвентарь и оборудование для двигательной активности детей: баскетбольные кольца, кегли, скакалки, обручи, гимнастические полки и др. Есть приспособления для закаливания и самомассажа детей: массажеры, ребристые доски, пуговичные коврики и пр. Коррекционные группы, для детей с НОДА оборудованы в соответствии со специализацией, в них имеются коррекционные стенки, подобрана мебель. Организация развивающей среды в различных возрастных группах имеют свои отличительные особенности.
В группе раннего возраста выделено большое открытое пространство, где дети могут играть с двигательными игрушками, имеются уголки по сенсорике с разнообразным материалом, модульный конструктор, мягкая горка, качели.
С целью экологического воспитания в каждой группе есть уголки природы с различными растениями, собраны коллекции гербариев, муляжи овощей, фруктов, грибов, фигурки диких и домашних животных, насекомые, птицы, семена, образцы неживой и живой природы, картины о природе, о ее богатствах и другие дидактические пособия.
Каждая группа имеет свой мини-кабинет, содержащий дидактические игры, пособия, методическую и художественную литературу, необходимые для организации разных видов деятельности.
В целях художественно-эстетического развития в группах оборудованы уголки ИЗО, в которых находятся столы, мольберты, имеются различные виды бумаги, несколько видов карандашей, пластилин, глина, ножницы, трафареты, печати, шаблоны, краски, гуашь, восковые и жировые мелки, фломастеры, кисти 3-х величин и разной жесткости, образцы народно-прикладного и декоративного творчества, соленое тесто, природно-бросовый материал для создания коллажей, наглядный материал по ознакомлению с жанрами живописи, скульптурой и т.д. Детские работы используются для оформления интерьера детского сада.
По конструированию в группах оборудованы «Конструкторские бюро», где собраны различные виды конструкторов, в зависимости от возрастных возможностей детей: пластмассовые с различными видами соединений, деревянные, металлические, пазлы. Все они различаются по материалам и по видам сборки.
В группах также имеются материалы для исследовательской и экспериментальной деятельности: лупы, микроскопы, мензурки, магниты, различные материалы.
Кроме этого собраны пособия для ознакомления дошкольников с социальным миром, краеведением, живой и неживой природой: макет солнечной системы, карта мира, глобус, макет микрорайона, где дети изучают безопасный путь от дома до детского сада, макет детского сада, игры по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения и др.
Содержание речевых уголков соответствует возрастным и логопедическим особенностям детей. Воспитатели и учитель – логопед накопили богатый дидактический и методический материал, необходимый для организации различных видов деятельности детей, имеющих речевые нарушения.
Для развития игровой деятельности во второй младшей и средней группах развернуты уголки для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Театр», «Магазин». В старшей и подготовительной группах созданы уголки: «Бюро путешествий», «Салон красоты», «Ветеринарная клиника», «Супермаркет», «Автомастерская», «Мини-лаборатория», «Химчистка» «Конструкторское бюро» и т.д.
Во всех группах МБДОУ имеются музыкальные уголки и уголки театрализованной деятельности. В них представлены детские музыкальные инструменты, шумовые инструменты, музыкально — дидактические игры, портреты композиторов, различные виды театров, настольные театральные ширмы, шапочки для игр – драматизаций.
Таким образом, в нашем учреждении предметно-развивающая среда соответствует интересам детей, периодически дополняется и обновляется с учетом «зоны ближайшего развития».
Доступная среда.
Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
МБДОУ детский сад № 23 «Колокольчик» общеразвивающего вида введен в эксплуатацию в 1982 году с последующей реконструкцией в 1985 году. Детский сад находится в экологически чистой зоне, окружённый садами частного сектора, что оказывает благоприятное влияние на здоровье воспитанников. Вход в учреждение оснащен пандусом, обеспечивающий доступ инвалидов и лиц с ОВЗ в здание. У входа в здание имеется кнопка вызова сотрудника для оказания помощи и сопровождения прибывшего в учреждение. ДОУ оснащено вывеской с названием организации, график работы, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.
На официальном сайте МБДОУ создана версия для слабовидящих.
Условия получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В МБДОУ детский сад №23 «Колокольчик» осуществляется координация деятельности всех специалистов по сопровождению воспитанников, имеющих отклонения в развитии. В целях максимального содействия полноценному речевому и психическому развитию каждого ребёнка созданы адекватные условия для оказания ранней профилактической и коррекционно-развивающей помощи.
В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ детский сад №23 «Колокольчик» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.
Инвалиды и дети с ОВЗ участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса для этих детей определяют адаптированные основные образовательные программ. На основании адаптированных основных образовательных программ и учетом психолого-педагогических особенностей детей разработаны индивидуальные образовательные маршруты. Образовательная деятельность проводится в форме подгрупповой и индивидуальной работы. Продолжительность индивидуальной и подгрупповой работы зависит от возраста, индивидуальных и психофизических особенностей развития ребёнка.
Для оказания квалифицированной коррекционной помощи таким детям функционирует:
- кабинет учителя-логопеда, оснащенный необходимым оборудованием, материалами и пособиями;
- кабинет педагога-психолога (используется для проведения диагностической, коррекционной, консультативной, психопрофилактической работы, реализации задач по организации психологического сопровождения педагогического процесса).
Образовательную деятельность с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья осуществляют воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель – логопед, педагог – психолог.